Фронтовик, учитель, наставник
Участник Великой Отечественной войны Андрей Свиридович Спиваков (1922 – 2010) родился в Казначеевке в большой крестьянской семье, где было десять братьев и сестер, а потому детство в доме долго не задерживалось. С ранних лет умел пахать и сеять, пасти скот, ухаживать за ним. Как говорится, был от земли человек. Пытливый от природы, тянулся к знаниям, строил планы на будущее.
Война вмиг оборвала все надежды. Он много раз проклинал её. А она не отпускала: снилась, жгла, стучала в висках. Его воспоминания о боевых буднях состояли из маленьких эпизодов, из которых и складывалась война.
Трудно было забыть, как в октябре сорок первого в городе Балашове Саратовской области в товарных вагонах старенького поезда была начата военная эпопея солдата Спивакова. Навсегда запомнил он приятный запах древесины, исходящий от грубо сколоченных нар, под которыми лежали горки угля и дров. В середине вагона стояла печка, где и согревали тело и душу новобранцы. Куда шел эшелон, узнали не сразу. Лишь спустя несколько дней поняли: на Дальний Восток. Больше месяца добирались до места назначения. В городе Сковородино Амурской области стоял запасной полк. Там выдали солдатское обмундирование. Особенно запомнились легендарные шапки-буденовки.
В Благовещенске окончил школу младших командиров, и в мае 1942 года в звании сержантов бывших курсантов распределили по воинским частям, где теперь уже они обучали новобранцев «науке побеждать». Это слишком просто сказано – обучали. На самом же деле – жили в условиях военного времени: совершенствовали технику владения оружием, учились правильно рыть окопы, попадать в цель по условному противнику. Заканчивали курс обучения «обкаткой» танками солдат, находящихся в окопах. «Жуткое это было зрелище», – вспоминал ветеран. Подготовленных солдат в спешке отправляли на западный фронт, куда просился и сержант Спиваков с товарищами. Не раз и не два писали они рапорт с просьбой удовлетворить желание, но каждый раз слышали в ответ: «Ждите, и здесь будет фронт».
И дождались. 9 августа 1945 года воинская часть, в которой служил Спиваков, вступила в бой с вооруженной до зубов, хорошо обученной Квантунской армией милитаристской Японии. Это был Центральный фронт. Андрей Свиридович часто говорил с гордостью о своих однополчанах, которые на деле показали, как нужно любить и защищать Родину. Навсегда осталась в памяти безымянная высота, где-то там, у города Харбина, похоронившая почти всех его военных товарищей из того далекого эшелона. Бой был страшным. Горели Маньчжурские сопки, японцы остервенело дрались за каждый метр земли. Казалось, еще минута – и не было больше никакой надежды выстоять. И вдруг среди грохота орудий услышали голос командира второго взвода лейтенанта Шаболина: «Второй взвод! Приготовиться к атаке! За Родину! За Сталина! Вперед!» Это был последний бой лейтенанта и почти всего второго взвода. Тогда же был тяжело контужен и Спиваков, но от госпиталя отказался. «Я был парторгом роты. Мне доверяли солдаты», – говорил Андрей Свиридович.
А в мирное время ветерану Великой Отечественной доверили учить и воспитывать детей. Работал учителем начальных классов в Казначеевской средней школе, затем заведовал Бирючанской начальной школой. Вот почему у ребят Казначеевской средней школы был настоящий праздник, когда приходил в гости Андрей Свиридович Спиваков. О том, как счастлив был сам ветеран в эти минуты, можно было догадаться, посмотрев в его глаза. Это за них, за детей, за стариков и женщин тогда воевала страна от мала до велика. За это мирное небо, за заливистый школьный звонок отдали жизнь миллионы советских людей, а миллионы остались «навеки ранены войной».
«Память сильнее времени», – любил повторять Андрей Свиридович. Трудно с этим не согласиться. Они сражались за нашу Родину! Помнить об этом подвиге будем вечно!