Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Огромную роль в формировании духовных ценностей играют традиции школы.
Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
- Тематические классные часы;
- Ведение курса обществознания;
- Проведение экскурсий и посещение музеев города;
- Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;
- Кружковая работа;
- Проведение общешкольных мероприятий;
- Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
- Экскурсии по городам России;
- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Классные часы, беседы считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. Регулярно проводятся конкурсы и выставки детского рисунка, посвященные светским и православным датам. В школе реализуется изучение учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учащиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях, соревнования, акциях, направленных на изучение родного края. Героические события нашей истории, выдающиеся достижения нашей страны позволяют воспитывать в наших учениках качества патриота и гражданина!